Небольшой аниме сериал, вышедший в 2021 году привлек мое внимание не только ярким образным рядом, но также и прямой аллегорией с работой глубинного психолога.
Среди молодежи Харадзюку, Токио, ходили слухи. Где-то в Харадзюку есть место под названием Ура-Харадзюку, и, кажется, там есть магазин, которым управляет ведьма…
Действие происходит в Японии, в районе Харадзику, где собирается творческая молодежь и подростки. Сюжетная канва разворачивается вокруг актуальных для подростка тем: самовыражение, принятие или непринятие другими.
С самого начала загадкой остается кто такая Нина, главная героиня – появляются намеки на ее принадлежность к иному измерению, в которое попадают герои для встречи с ней. И при этом не ясно умерла ли она сама.. В этом можно усмотреть мифологическое сходство с фигурой Бабы Яги – персонажа проводника на границе миров. А также лиловые волосы Нины напоминают другого персонажа – Мальвину, которая в первоисточнике была никем иной как мертвой девочкой.
Ее клиенты, молодые люди испытывающие творческий кризис или запутавшиеся в выборе попадают к ней словно провалившись в расщелину между мирами. Их объединяет одно – они не знают кто они настоящие. Создавая иллюзию Нина дает им возможность встретиться с собой проживая то, что они действительно хотят. Для кого то этот опыт оказывается преображающим, а для кого-то…
Любопытны и животные-питомцы, одновременно и духи наставники Нины. Те, кто живет в ее волшебном магазине и кто заговорил с нею когда у нее впервые открылся дар – хамелеон и минипиг.
У этих на первый взгляд просто экзотических питомцев, которые подчеркивают вычурность стиля всего сериала есть и астрологические отсылки, а именно теневые планеты Раху (свинья) и Кету (рептилия). Таким образом, их присутствие вносит диктат кармы, неизбежности и предопределенности. В самые драматические моменты когда Нина вмешивается в действие клиента в созданной иллюзии, животные начинают спорить с нею, говоря, что этого делать нельзя и что клиент должен получить исполнение своего желание и последствия, в которые нельзя вмешиваться.
Даже эмблема ее магазина и есть стилизованное изображение этой пары.
Поначалу дела магазина идут неплохо – клиенты знакомятся со своим глубинным желанием творческой реализации не зависимо от оценки и осуждения других, от ожиданий других и необходимости носить социально приемлемые маски. Для этого нужная смелость и определенная сила. В видениях, созданных Ниной, как и в шаманском путешествии или в работе с активным воображением в кабинете аналитического психолога может появиться образ животного-помощника.
Так, у застенчивой девушки, которая мечтает петь появляется огромный карп. Что само по себе отсылка к образу карпа как к преодолевающему препятствия, идущему наперекор. В восточном фольклоре есть поверье “Карп плывущий против течения становится драконом“. И это именно тот ресурс который пришел из глубин к этой девушке, необходимый ей для реализации мечты.
В другом процессе, когда к ней приходит обесценивающий нарциссический дизайнер, Нина скорее конфронтирует с ним и созданная иллюзия скорее похожа на кошмарный сон, чем на ресурс-дар. Этот процесс отображает пустоту, претенциозность и жажду одобрения, возвеличивания ее клиента, при внутренней пустоте и уязвимости. В образном ряду подчеркнут контраст качелей идеализации-обесценивания а также страх падения с высоты в ничтожность, такой характерный для нарциссов. Его окружают созданные им манекены, похожие на монстров Франкенштейн, нелепо слепленные и сшитые из разных кусков и абсолютно мертвые.
Сон-иллюзия прерывается на моменте когда клиент уже готов убить себя, и это также отображает нарциссическую динамику при столкновении с невыносимостью стыда. Настоящего катарсиса не происходит как по волшебству, однако клиент теперь становится более открыт окружающим и идет на контакт с ними.
Нарциссические и пограничные клиенты в работе психолога непростое испытание, однако, сюжет разворачивается по мере увеличения сложности работы проводника. И вот к Нине попадает девочка, от которой становится не по себе несмотря на ее милый вид и чьим желанием оказывается желание не быть.
И тогда настоящий кризис наступает уже для самой Нины. Для нее очевидно, что ее работа в том чтобы помочь клиенту или спасти его, однако помощники говорят ей, что она выполнила желание клиента и должна гордиться собой, что это было решение самого клиента. столкновение с беспомощностью и осознание границ своих возможностей это один из первых кризисов начинающего терапевта.
Ее магазин начинает погружаться в воду, что на языке образов соответствует затоплению бессознательным, захлестывание чувствами и страх безумия.
Ее следующий клиент – девушка, чье желание приводит ее не к смерти, но к демоническому состоянию. от захваченности которым Нина спасает ее, теряя свою нейтральную позицию наблюдателя. Ее помощники высказывают что это нарушение правил и Нина сомневается что может продолжать, она готова уйти. Но ее ждет самая сложная встреча – с собой..
В этот момент мы узнаем предысторию Нины – ее одиночество и травля в школе заставили решиться на самоубийство. Но когда она оказалась на крыше, то обнаружила там другую девушку, которая сказала ей что выбрала эту крышу для того же. И внезапно Нина, не находившая никого в этом мире кто понял бы ее чувства, обнаруживает, что с этой девушкой их связывает очень много невысказанного, того что привело их обеих сюда. Возможно в тот момент чувство острого одиночества, которое держало Нину в тисках отступило и она увидела такого же живого человека как она, и это была подлинная Встреча. И тогда вместо шага к смерти Нина предлагает ей дружбу и шаг к жизни, но…
Девушка шагает с крыши, а Нина слышит голоса духов и открывает дверь в волшебный магазин.
В этом моменте присутствует образ близнецов, где один смертный а другой бессмертный. Миф о близнецах, в котором один умирает а второй остается жить. Однако жизнь Нины после этой встречи не похожа на жизнь обычного человека. И даже на себя в прошлом уже мало похожа. Скорее на кого-то, кто может соприкасаться с этим миром, но ему не принадлежит.