Сказка затрагивает тему творца и творения, а также мистического дара, что является вдохновением для творчества.
В западной культуре принято говорить о музе, дающей побуждение и силы творить. В шаманских традиционных обществах считается, что произведения искусства, стихи, картины и прочее проводник – а им может стать шаман, бард, поэт и т.д., – получает из мира духов. Контакт с миром духов может случиться через сновидение и нередко с помощью проводника, который помогает сновидцу и выступает тем самым «крылатым конем», посредством которого он перемещается из мира потустороннего в мир реальный и берет с собой новое – то, чего не знали еще в этом проявленном мире.
Тут можно вспомнить Платоновский мир идей, где все уже существует в качестве непроявленной идеальной субстанции. Там уже существует серебристая ящерица, которую воплощает мастер. Мотив воплощения в этой сказке не проявляется как проблемный. Скорее позитивный – мастер находит свое преимущество, свой «авторский стиль» и просто тиражирует, зарабатывая деньги и славу. Хотя во многих случаях именно воплощение, переход из мира идеального в мир явный становится для творцов «камнем преткновения», потому что редко удается воплотить именно то, что было увидено и воспринято там, мир яви вносит свои коррективы и это нередко болезненно воспринимается творцами. Другой сложностью для творцов может стать непризнанность, что особенно болезненно когда добытый ими из путешествия материал очень далек и непривычен миру явному. Часто он становится понятен будущим поколениям, но не современникам, которыми критикуется. Но в этой сказке мы видим счастливый путь развития событий, когда обе вышеуказанные ловушки герой избегает.
Ключевым конфликтом в этой сказке становится взаимоотношение творца с собственным даром, где ящерица выступает образом связи его с миром потусторонним.
Убить ящерицу – отказаться от этой связи, закрыть этот канал. Ваятель, как говорит сказка, делает это из страха – “жутко ему стало”. Но что это за страх?
Можно предположить, что это страх сойти с ума. Гениальность нередко граничит с безумием. И те, кто переживает вспышки озарения знают, что состояние это пограничное. Ваятелю стало жутко и его страх – страх не удержаться на этой грани между мирами, страх потери опоры в привычном мире. Кроме того, когда он понимает, что только он один видит ящерицу, он может испытывать еще и одиночество, ведь это переживание ему не с кем разделить.
В своей книге Ф. Риман «Основные форма страха» пишет о 4 базовых формах сопоставляя их с типами личностной акцентуации.
Акцентуация депрессивная характеризует человека, который скорее откажется от оригинальности, от инакомыслия в пользу сохранения связи с сообществом. Известно, что шаманы – это те, кто пребывает на грани двух миров и уже не принадлежат полностью проявленному миру (умирая для него во время «шаманской болезни»), такое же одиночество сопровождало и многих великих творцов, гениев, которые были способны приносить из мира идей нечто абсолютно новое. Возможно ли, что страх одиночества, как и страх сумасшествия лежал в основе побуждения убить ящерицу?
Знаки, проводники и помощники мира непроявленного – как они выбирают своих «контактеров» Ящерица ли выбрала ваятеля среди возможно сотен подобных ему? Возможно мы можем говорить и о какой то связи между ними, благодаря которой она была ему видима и он тоже мог на нее воздействовать. Другой возможный вопрос – причинил ли он реальный вред этому существу или только убил в себе самом доступ к особому творческому состоянию.
Кроме того, в образе ящерицы еще может быть сокрыт тот смысл, который представляет «душу» произведения и без которого оно становится банальным и неинтересным. Убить этот смысл не удавалось тиражированием – сколько ящериц не делала ваятель, их сразу покупали. Убить этот смысл получилось именно в мире идей. И тут же «душа» словно бы пропала из всех копий. Любопытно также рассмотреть сказку с точки зрения следующей символики:
«Считалось, что человек, обладающий талисманом с изображением ящерицы или же талисманом с частью ящерицы, для гармонии с окружающим миром прежде всего ищет и находит гармонию с самим собой, силу для борьбы в самом себе.»
И тогда поступок ваятеля можно трактовать как отказ от собственной целостности, и как следствие этого – потеря гармонии с миром. Ваятель уступает страху и отказывается от борьбы, убивая ящерицу он лишается доступа к мистическим переживаниям и вдохновению, – и сразу же теряет «свое место в мире». Ведь по замыслу ваятель – это тот, кто создает видимые формы, но не имея идей для творений он не может выполнить своего предназначения. Дар иногда оказывается глубже, чем казалось поначалу, и он может вести к более серьезным трансформациям, чем предполагалось, и это вызов. Иногда ваятели делают выбор в пользу безопасности.
Также эта сказка касается проблемы преодоления косности мира для новаторов. Первая задача в этой борьбе – допустить рождение замысла несмотря на сопротивления, которые неизбежны по закону гомеостаза. Возможно, ваятель остановился на этой стадии – внутренней борьбы. Возможно, читая эту сказку, вы найдете и увидите другое…
Однако, хотя сказка заканчивается словами “впал в безвестность и нищету”, можно увидеть, что в конце сказки ваятель оказывается в том же положении, что и в начале сказки. И таким образом, сказка делает круг, замыкая цикл. А значит, существует возможность, появления другого проводника и другого творения…