На первый взгляд в сюжете сказки сильно звучит тема родственных связей. Значение родственников, традиции и связь с родителями очень значимы для индусов и пронизывают все их мировосприятие. В сказке находит отражение тема благодарности и неблагодарности и справедливого возмездия за неблагодарность и жестокость.
На более глубоком уровне можно выделить мотив принятия/непринятия своего происхождения.
Собака – как образ неподходящей матери (родителей), который может стать препятствием для продвижения по социальной лестнице («Что скажет супруг, когда узнает какая уродина моя мать»). Применительно к современным реалиям это образ человека, стремящегося оборвать связи с корнями, которые по его мнению недостаточно хороши. В более широком смысле эта же тенденция может проявить себя как стремление к иммиграции с обесцениванием родного края и чувством стыда за принадлежность.
В сказке мы видим трех главных действующих персонажей – собаку, старшую и младшую сестру.
Здесь же можно разглядеть также мотив близнецов, удвоения. В начале сказки в люльке оказались два щенка, а в конуре две девочки. Из зодиакальных мифов мы знаем, что один из близнецов смертный, второй бессмертный. Тут проявляется две дороги, мотив выбора. Один путь – выбор старшей царевны, второй путь – выбор младшей. Путь «бессмертия», которым идет старшая царевна – это инициация. Кобра олицетворяет как смерть, так и трансформацию, глубинную мудрость. Контакт с нею, а также пребывание в волшебном дворце могут символизировать длительную духовную работу, в результате которой были добыты сокровища.
В индийской мифологии символика змей и особенно кобры многогранная и глубокая. Наги – змеиный народ почитаются на юге Индии, штат Керала. Считается, что они живут под землей и владеют несметными богатствами. Особенно драгоценными камнями. На уровне телесных соответствий «нижний мир» нагов – это область живота, место первичных желаний и импульсов, хранилище сокровищницы жизненной силы и энергии. Кроме этого, там же «живут» наши детские эмоции, глубокие и очень энергетически заряженные.
Такие как страх, гнев, жгучий стыд, ярость и боль.
И что же тогда может открыть контакт с коброй?
Для младшей царевны контакт с этими чувствами оказался смертельным ядом.
Старшая же получила доступ к собственным огромным ресурсам. Через трансформацию болезненного материала.
Образ сдвинутой занозы в пасти кобры наводит на ассоциацию «кость в горле», чего-то «поперек горла вставшего». Пасть (рот), горло – анатомически имеют отношения к извлечению звука, к возникновению речи. Устранение занозы – убирание препятствий для речи. В более широком смысле – для самовыражения, способности сказать, признать, выразить что-то болезненное.
Образы, встречающиеся в сказке – ручей, пещера – отсылают нас к материнскому аспекту. Так и заноза в пасти, если вспомнить архаичные представления о Vagina dentata. В этом случае можно предположить, что образ содержит указание на неприятную, возможно болезненную сторону материнского образа.
Тогда мы видим готовность царевны встретиться с негативной стороной своего образа матери, возможно конфликтом, связанным с нею. И убрав занозу она убирает препятствие к осознанию и выражению скрытого противоречия.
Противоречие, которое обращает на себя внимание в сказке – мотив подмены или приемности девочек. Но в сказке нет указания, что собака родила их, как нет указания, что собака присвоила себе чужих детей. Этот момент завуалирован обтекаемой формулировкой, оставляя тайну рождения тайной.
А там, где есть тайна, остается большое напряжение, с которым каждая из царевен справляется своим способом.
Тема собаки как предка известна и по другим сказочным и мифическим сюжетам. В частности, волчица, вскормившая Рома и Ремула. Сюжет о братьях перекликается с сюжетом этой сказки еще и тем, что один из братьев погибает, второй же становится «бессмертным» родоначальником города. При анализе зооморфного символизма собаки мы выходим на тему преданность/предательство. Из
работы Барбары Ханны о символизме животных мы узнаем, что собака может представлять одну из наших инстинктивных частей. Преданность и предательство как две противоположно направленные движения представлены в выборе двух сестер. Другой стороной инстинкта, представленного образом собаки является знание о посмертном воздаянии, так как во многих мифологиях собака охраняла дверь в рай и ад, и часто выступала проводником для душ по загробному миру. В сказке воздаяние в образе золотого изваяния собаки царевна получает после своего доброго поступка. Собака, которая пришла к царевнам – столкновение с вызовом. Опасность разрушения устроенной жизни, ведь в кастовом обществе древней Индии царевны не могли остаться женами раджей если бы правда об их происхождении вскрылась.
Кобра же «выходит на сцену» тогда, когда первый зооморфный образ – собака – завершил свою работу. Первый цикл трансформации завершился – получена золотая статуя. Но еще не наступило полного союза между мужской и женской частями (царевна не может рассказать радже правды). И также не найден способ интеграции, примирения с прошлым и принятия родительских фигур. В отличие от собаки кобра может также олицетворять ужасную, пожирающую мать. Появление образа змеи – грань жизни и смерти. И царевна поехав в джунгли искала именно смерти как выхода из тупика.
Символизм змеи противоречив, она олицетворяет и вредоносное и целительское начало. И в индийской мифологией наряду со связью с низшими мирами нагов, кобра также указывает на тантрические культы, агхори и высшую трансформацию, то есть проводника в божественные миры. Появление змеи предвещает радикальную трансформацию позиции, появление иного видения. Внезапный и неожиданный выход из ситуации, казавшейся неразрешимой. Но только в случае готовности полной самоотдачи. В случае младшей царевны у той не было готовности умирать, а было желание «получить билет» в сказочный дворец и похоже, она плохо осознавала реальную опасность контакта с мощными инстинктивными силами.
В этой сказке также отражено поверие южной индии о том, что змея кусает лишь человека с плохими намерениями.
Также встречается мотив «дальней комнаты, в которую не заходят». И в которой можно найти неожиданно нечто очень ценное. Что-то, стоимостью в полцарства. Раджа – мужской персонаж, может выступать как персонификация рационального и сознательной (а не эмоциональной – царевна) части личности. При этом именно он открывает истинную ценность находки, которую царевна стремилась скрыть как неподобающую, стыдную свою часть.
Указания цифр в сказке –
12 лет искала собака своих детей. В астрологии 12 лет – это цикл Юпитера, социальные достижения, социальная реализация, расширение. Можно предположить, что это достаточное время для сепарировавшегося ребенка, чтобы «встать на ноги» и перейти во взрослую позицию по отношению к родителям. Кроме того, собака, которая искала девочек двенадцать лет – это образ того, что зреет все эти 12 лет. И тогда образ корзины, которой накрывает царевна умершее животное получает дополнительное звучание. Перевернутая корзина символизирует окончание плодородного сезона, сбора плодов, обретение результатов. А в погребальной символике корзина –достижение бессмертия.
Сопоставимо с алхимической работой путешествие собаки в лишениях можно сравнить со стадией нигредо.
6 месяцев гостили царевна и ее муж в волшебном дворце. Во многих традициях число 6 связывают с равновесием, гармонией, а также с объединением мужского и женского (два треугольника). В этом смысле то, что царевна с мужем провела 6 месяцев в торжестве и роскоши может означать достижение ею внутреннего равновесия, баланса.